Наглядность в преподавании стереометрии при применении курса «Открытая Математика 2.5. Стереометрия».
Для того чтобы обучение было успешным, необходимо, чтобы ученик мог воспринимать эту систему и работать с ней. Но для этого, в свою очередь, необходимо предъявить ученику некоторую ее материальную модель. Например, если изучается понятие пирамиды, то такой моделью может быть:
словесное описание (определение) этого понятия;
объемная модель пирамиды (каркасная или сплошная);
ее развертка;
изображение пирамиды или ее развертки на доске, па бумаге, на экране монитора и т. п.
Все перечисленные объекты являются материальными моделями, с той или иной стороны отражающими понятие многогранников. Однако, готовясь к конкретному уроку, учитель выбирает те из них, с которыми легче организовать необходимую работу учащихся, т. е. наиболее в данный момент простые для их восприятия. Например, если на уроке предполагается начать знакомство с многогранниками, круглыми телами, то наиболее удобными окажутся объемные изображения, получаемые при помощи моделей и трехмерных чертежей курса «Открытая Математика 2.5. Стереометрия». Чтобы модель позволяла организовать усвоение того или иного понятия, она должна не только правильно его отражать, но и быть простой для восприятия учащихся. Этим условиям полностью удовлетворяет данный компьютерный курс. Так как назначение трехмерных чертежей, моделей состоит в обеспечении учащихся материалом для выполнения операций, необходимых для усвоения курса стереометрии.
Курс стереометрии состоит из системы аксиом, определений, теорем и из задач, в процессе решения которых теоретический материал отрабатывается и применяется к практике. Поэтому в курсе стереометрии необходимо добиваться, прежде всего, отчетливого осознания учащимися содержания теории и умения решать задачи на основе теории. Электронный учебник содержит кроме теории по всем вопросам школьного курса геометрии, и задачи: тестовые, с решением, с пошаговым решением.
Роль средств наглядности возрастает в связи с трехмерностью изучаемых в стереометрии объектов, которая порождает условность их изображения на чертежах. Средства наглядности, поэтому должны, с одной стороны, обеспечить предъявление учащимся объемных моделей этих объектов. С другой стороны, должны использоваться соответствующие им плоские чертежи. Установление соответствия между элементами объемных и плоских моделей позволяют выполнять модели и трехмерные чертежи курса. Использование моделей в преподавании геометрии должно помогать абстрактному мышлению ученика, развивать его. Плоского чертежа или тем более словесного описания недостаточно.
Интерактивные модели – очень важное средство наглядности, позволяющее решать многие проблемы обучения. Иллюзия трехмерности, создаваемая на экране, позволяет сразу ввести учащихся в курс стереометрии. При этом учащиеся могут видеть не только сами стереометрические тела, но и следить за ходом рассуждений, проникая, в частности, в идейный смысл курса.