\n');
Глава 3. Решение уравнений и неравенств
3.1.
3.1.9.
Показательные уравненияУравнения вида af (x) = b, a > 0, a ≠ 1, b > 0
По определению логарифма из основного логарифмического тождества получаем, что
Если f (x) − алгебраическая функция, то и это уравнение будет алгебраическое, которое можно решить с помощью стандартных методов (так как
− это конкретное число, такое же, как и 5, π,
и т. п.).
Уравнения вида
Такие уравнения решаются в два этапа:
a) С помощью замены
это уравнение сводится к уравнению F (t) = 0, у которого ищутся все его положительные корни
(пусть таких корней ровно n штук).
b) Для каждого
решается уравнение типа рассмотренного выше:
Эти два типа показательных уравнений являются основными, к ним сводятся все остальные методы.
Уравнения вида af (x) = ag (x), a > 0, a ≠ 1
В силу свойств монотонности показательной функции это уравнение равносильно уравнению f (x) = g (x).
Пример 2Решите уравнение
Так как
и
то уравнение можно записать в виде
Следовательно, исходное уравнение равносильно иррациональному уравнению
Имеем:
Отсюда следует, что
то есть x = 25; во втором случае
− решений нет.
Ответ. 25.
|
Пример 3Решите уравнение
Сразу заметим, что уравнение имеет вид
что равносильно уравнению
Ответ. 1, –1.
|
Уравнения вида af (x) = bg (x), a > 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1
|
Модель 3.3.
Решение показательных уравнений
|
При решении таких уравнений применяется стандартный приём. Прологарифмируем обе его части по любому основанию. В нашем случае удобно логарифмировать по основанию a (или b), то есть по основанию показательной функции, входящей в уравнение:
А это уравнение уже можно решать стандартными алгебраическими способами, если f (x) и g (x) – алгебраические выражения.
Пример 4Решите уравнение
Уравнение легко преобразовать к виду
Оно содержит показательные функции с разными основаниями. Для его решения прологарифмируем обе части по любому основанию, например, по основанию 2. Имеем:
Корни этого уравнения
и
Заметим, что обе части исходного уравнения строго положительны, и поэтому логарифмирование не могло привести ни к потере корней, ни к появлению новых.
|
Замечание. Рассмотренный приём перехода от уравнения af (x) = bg (x) к уравнению f (x) = g (x) loga b или, в общем случае, переход от уравнения
к уравнению
|
loga F (x) = logb G (x) (a > 0, a ≠ 0) |
(2)
|
называется логарифмированием.
Заметим, что переход (1) → (2) в общем случае нарушает равносильность, так как логарифм существует только у неотрицательного числа.
Например, логарифмирование обеих частей уравнения x = x3, которое имеет вид (1), приводит нас к неравносильному уравнению lg x = lg x3 (область определения сузилась). Действительно,
Таким образом, произошла потеря корней исходного уравнения. Как видно, логарифмирование не является «безобидной» операцией, но в процессе решения уравнения типа af (x) = bg (x) эти неприятности не возникают, так как обе его части положительны.
Логарифмические уравненияУравнения вида loga f (x) = b, a > 0, a ≠ 1
Здесь предполагается, что f (x) − функция, уравнения с которой мы уже умеем решать. По определению логарифма из основного логарифмического тождества получаем, что f (x) = ab. Это уравнение можно решать любыми доступными методами, поскольку ab – это число.
Уравнения вида
Совершенно аналогично показательным уравнениям, уравнения такого типа решаются в два этапа.
Понятно, что совершенно не обязательно уравнение будет иметь рассмотренный вид. А значит, в процессе преобразований логарифмических уравнений следует стремиться к тому, чтобы привести все входящие в уравнение логарифмы к одному основанию. При этом необходимо помнить об области определения рассматриваемых выражений, стараясь, чтобы при преобразовании она не уменьшалась, − те корни, которые, возможно, будут приобретены, можно будет отсеять проверкой.
Пример 5Решите уравнение
Преобразуем левую часть уравнения, приводя все логарифмы к основанию 7.
а)
Корень последнего уравнения с учётом ограничения x > 1 есть x = 3.
б)
Поскольку мы использовали, вообще говоря, неравносильное преобразование суммы логарифмов в логарифм произведения (это расширяет область определения), то необходима проверка, которая показывает, что все три найденных числа являются корнями исходного уравнения. Заметим, что число x = 1 рассматривать не нужно, поскольку оно не входит в ОДЗ уравнения.
Ответ. 0, 3, −7.
|
Пример 6Решите уравнение
ОДЗ данного уравнения:
Выполним цепочку преобразований, равносильных в ОДЗ.
1) 3x – 4 = 0, − входит в ОДЗ.
2)
(x + 1 > 0 в ОДЗ),
x = 0 − не входит в ОДЗ.
x = 3 − входит в ОДЗ.
Ответ. 3,
|
Уравнения вида loga f (x) = loga g (x), a > 0, a ≠ 1
|
Модель 3.1.
Решение логарифмических уравнений
|
ОДЗ данного уравнения:
В силу монотонности логарифмической функции, каждое своё значение она принимает ровно один раз. Следовательно, в ОДЗ имеем:
Полная система равносильности выглядит так:
Из двух последних систем выбирается та, которая проще (это зависит от конкретного вида функций f (x) и g (x)). На практике, как правило, проще решить уравнение f (x) = g (x) и проверить для его корней положительность одной из функций: f (x) > 0 или g (x) > 0, так как из равенства одной из этих функций следует положительность и другой.
Рассмотренный переход от уравнения loga f (x) = loga g (x) к уравнению f (x) = g (x) называется потенцированием.
Заметим, что потенцирование не является равносильным преобразованием. Область определения уравнения при потенцировании расширяется, так как второе уравнение определено при всех x, для которых определены функции f (x) и g (x), а первое − только при тех x, для которых f (x) > 0 и g (x) > 0.
Пример 7Решите уравнение
Преобразуем сумму логарифмов в логарифм произведения:
или
Потенцируя по основанию 10, имеем
откуда x = –8, x = –10. Подстановка этих чисел в исходное уравнение даёт, что только x = –10 является корнем.
Ответ. x = –10.
|
Пример 8Решите уравнение
Очевидна замена 6 sin x + 4 = t > 0 (это требование взято из ОДЗ, ведь от t берётся логарифм). Перейдём к равносильному уравнению:
Ответ.
|
Смотрите также:
Математика,
Английский язык,
Химия,
Биология,
Физика,
География,
Астрономия.
А также:
библиотека ЭОРов и образовательный онлайн-сервис с тысячами интерактивных работ
"Облако знаний".