\n');
Глава 3. Решение уравнений и неравенств
3.1.
3.1.1.
Число a называется корнем (или решением) уравнения (1), если при подстановке этого числа в уравнение получается верное числовое равенство.
Замечание. Важно понимать, что решение – это ЧИСЛО, например, 15 или
поэтому ответ при решении уравнения должен содержать именно числа, а не выражения, уравнения и т. п.
Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что их нет.
Уравнения f (x) = g (x) и f1 (x) = g1 (x) называются равносильными, если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения и наоборот, или если оба эти уравнения не имеют решений. Проще говоря, уравнения равносильны, если они имеют одно и то же множество корней.
Тот факт, что уравнения f (x) = g (x) и f1 (x) = g1 (x) равносильны, записывается так:
здесь
– знак равносильности.
Ясно, что уравнение f1 (x) = g1 (x) может оказаться проще уравнения f (x) = g (x), а так как оно имеет те же корни, что и исходное уравнение (1), то его и нужно решать.
Возникает вопрос: как от уравнения (1) перейти к более простому (но равносильному ему!) уравнению f1 (x) = g1 (x)? Сформулируем несколько правил преобразования уравнений.
Правило 1. Если выражение φ (x) определено при всех x, при которых определены выражения f (x) и g (x), то уравнения f (x) = g (x) и f (x) + φ (x) = g (x) + φ (x) равносильны. В частности,
Здесь φ (x) = –g (x). То есть любое слагаемое можно переносить из одной части неравенства в другую, не нарушая равносильности.
Пример 1Равносильны ли уравнения x = 1 и
Уравнение x = 1 (f (x) = x, g (x) = 1) имеет очевидный корень 1. При этом f (x) и g (x) определены на всей действительной оси. Рассмотрим функцию
и заметим, что прибавление φ (x) к обеим частям уравнения нарушает равносильность. Действительно, как уже отмечалось, уравнение x = 1 имеет корень, а уравнение
корней не имеет. Это произошло потому, что выражение φ (x) определено не при всех x, при которых определены функции f (x) и g (x). Именно, оно не определено при x = 1, при котором f (x) и g (x) имеют смысл.
Ответ. Нет.
|
Правило 2. Если выражение φ (x) определено при всех x, при которых определены выражения f (x) и g (x), то любое решение уравнения f (x) = g (x) является решением уравнения
|
f (x) · φ (x) = g (x) · φ (x). |
(2)
|
В этом случае говорят, что уравнение (2) является следствием уравнения (1) и записывают это так:
Естественно, уравнение (2) имеет больше корней, чем уравнение (1), например, его корнями будут ещё и корни уравнения φ (x) = 0.
Таким образом, умножение обеих частей уравнения на одно и то же выражение может привести к появлению посторонних корней.
Если же φ (x) таково, что φ (x) ≠ 0 для тех x, для которых определены функции f (x) и g (x), то
Это значит, что для сохранения равносильности умножать обе части уравнения можно лишь на отличное от нуля выражение.
Пример 2Равносильны ли уравнения x = 1 и x(x – 2) = x – 2?
Уравнение x = 1 (f (x) = x, g (x) = 1) имеет очевидный корень 1. При этом f (x) и g (x) определены на всей действительной оси. Рассмотрим функцию φ (x) = x – 2 и заметим, что умножение обеих частей уравнения на φ (x) нарушает равносильность. Действительно, как уже отмечалось, уравнение x = 1 имеет единственный корень, а уравнение
имеет уже два корня: x = 1 и x = 2. Отметим, что все корни первого уравнения являются корнями второго уравнения, но не наоборот. Это и обозначается как
Ответ. Нет.
|
Правило 3. Каждое решение уравнения (1) является решением уравнения (f (x))n = (g (x))n при любом натуральном n, то есть
|
|
(3)
|
При этом, если n нечётно (n = 2k + 1), то можно поставить знак равносильности:
Для чётных n справедливо только (3).
Пример 3Уравнение x = 1 имеет корень 1. Возведём обе части уравнения в квадрат, получим x2 = 1. Это уравнение уже имеет два корня: x = 1 и x = –1. А последнее как раз и означает, что уравнение x2 = 1 является следствием уравнения x = 1. Разобранный пример показывает, что возведение уравнения в чётную степень может привести к появлению новых корней. Конечно, может и не привести, но раз есть опасность появления чего-то лишнего, то на этапе возведения в квадрат нужно осознавать эту неприятность (зачем нам лишние корни?) и потом обязательно производить проверку.
Правило 4. Каждое решение уравнения f (x) · g (x) = 0 является решением, по крайней мере, одного из уравнений:
|
f (x) = 0 или g (x) = 0. |
(4)
|
Другими словами, из уравнения f (x) · g (x) = 0 следует, что либо f (x) = 0, либо g (x) = 0:
Обратное, вообще говоря, неверно, что показывает следующий пример.
Пример 4Рассмотрим уравнение
Здесь
и
Корнями исходного уравнения являются числа 0 и 2. Число 3 не является его корнем, поскольку при x = 3 подкоренное выражение отрицательно. Интересно, что при этом x = 3, тем не менее, является корнем функции g (x). А это как раз обозначает, что решениями совокупности
являются числа 0, 2 и 3. Как видно, в самом деле, совокупность имеет больше решений, чем уравнение f (x) · g (x) = 0, то есть равносильности нет. Верным будет такое соотношение равносильности:
В нашем примере условие того, что функция f (x) должна быть определена, приводит к выводу, что x = 3 – не решение, как и должно быть.
Замечание. Вспомним, что квадратная скобка [ обозначает операцию «или», то есть то, что верно хотя бы одно из выражений, объединенных скобкой. Фигурной же скобкой { обозначается операция «и», то есть выражения, объединенные знаком скобки, верны одновременно.
Из этих четырёх правил следует, что с помощью стандартных приёмов и методов решения уравнений, а именно:
- преобразования (раскрытие скобок, освобождение от знаменателя, приведение подобных членов, возведение уравнения в нечетную натуральную степень и т. д.),
- разложения на множители (формально этот приём относится к преобразованиям, но, так как он довольно часто встречается самостоятельно, мы его выделяем особо),
- введения вспомогательных неизвестных,
уравнение (1) может быть сведено к более простому и, самое главное, равносильному уравнению f1 (x) = g1 (x).
Смотрите также:
Математика,
Английский язык,
Химия,
Биология,
Физика,
География,
Астрономия.
А также:
библиотека ЭОРов и образовательный онлайн-сервис с тысячами интерактивных работ
"Облако знаний".